Дополнительное образование по художественно - эстетическому развитию "Поющие горошины"
Структура занятия.
- Прветствие, распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
- Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
- Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
- Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Программа занятий
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов,один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей. В разработке данной программы использовались парциальные программы, авторские методики и технологии: «Музыкальное воспитание в детском саду», Н.А.Ветлугиной, «Музыкальное воспитание в детском саду. Программа», М.Б. Зацепиной, «Ладушки», Праздники каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста», И. Каплуновой, И. Новоскольцевой. Данная программа ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 6 до 7 лет, составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию, направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Планирование составлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Цель: Развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования детей в ДОО, развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребности детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла в процессе занятий пением в вокальной группе. Задачи:
- 1.Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников. 2.Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным песням и интерес к песням современных авторов. 3.Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса) 4.Расширять певческий диапазон 5.Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию 6.Способствовать пробуждению творческой активности детей. 7.Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающую технологию – дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения) 8.Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства дошкольников.
Программа соответствует следующим принципам:
Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей данной возрастной группы.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
К концу образовательного периода дети :
1 . Проявляют интерес к вокальному искусству; стремятся к вокальному творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках); 2. Поют без напряжения, плавно, легким звуком; произносят отчетливо слова, своевременно начинают и заканчивают песню; поют в сопровождении музыкального инструмента; 3. Внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения; 4. Поют несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание); 5. Воспроизводят и чисто поют общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом; 6. Сохраняют правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание; 7. Поют индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него; 8. Активно участвуют в выполнении творческих заданий; 9. Исполняют сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
- Приемы обучения пению.
- Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
- Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
- Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
- Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
- Формы и методы реализации основных задач Программы Решение поставленных задач предполагается через следующие виды деятельности: -Диагностика; - Игровая развивающая работа; - Вокальная деятельность; -Просвещение и консультирование; - Работа над номерами; -Коллективная работа; -Индивидуальная работа ; - Беседа; - Распевание по голосам; - Упражнения, формирующие правильную певческую осанку; -Дыхательная звуковая гимнастика; -Артикуляционные упражнения; -Игра на детских музыкальных инструментах; -Музыкально-дидактические игры и упражнения; -Концертные выступления; -Участие в творческих конкурсах . Работу по программе необходимо осуществлять по четырем основным направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами, организация художественно – эстетической творчески развивающей среды. Методические приемы:
Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: -знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения); - работа над вокальными и хоровыми навыками; - проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором). Приемы работы над отдельным произведением: - пение песни с полузакрытым ртом; - пение песни на определенный слог; -проговаривание согласных в конце слова; -произношение слов шепотом в ритме песни; - выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова; - настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук); - остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования; - анализ направления мелодии; - использование элементов дирижирования; -пение без сопровождения; -зрительная, моторная наглядность. Приемы звуковедения: - выразительный показ (рекомендуется аккапельно); - образные упражнения; - оценка качества исполнение песни.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»