Дополнительное образование по художественно - эстетическому развитию "Поющие горошины"

музыкальный руководитель Зеленина Юлия Александровна.
музыкальный руководитель
Зеленина Юлия Александровна

Структура занятия.

  1. Прветствие, распевание.  Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по  полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
  2. Пауза.  Для отдыха   голосового            аппарата           после            распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
  3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
  4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Программа занятий

      Пение один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития.  Правильный режим голосообразования является  результатом  работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов,один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей.                                                                                                                                                 В разработке данной программы использовались парциальные программы,  авторские методики и технологии:  «Музыкальное воспитание в детском саду», Н.А.Ветлугиной, «Музыкальное воспитание в детском саду. Программа», М.Б. Зацепиной, «Ладушки», Праздники каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста», И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.                                                                                                                                                                                                           Данная программа ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 6 до 7 лет,  составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию, направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.              Планирование составлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.                                                                                                                 Цель: Развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования детей в  ДОО, развитие интереса  к эстетической стороне действительности, потребности детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла в процессе занятий пением в вокальной группе.                                                                                                                                                                                                                                                                                             Задачи:

  1. 1.Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников.                                                                                                                               2.Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным песням и интерес к песням современных авторов.                             3.Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса)                                                                                                                                                                                                                 4.Расширять певческий диапазон                                                                                                                                                                                                                                                5.Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих  чувств и настроений в пении, сопереживанию       6.Способствовать пробуждению творческой активности детей.                                                                                                                                                                                      7.Укреплять  здоровье  детей  (охранять  детский  певческий  голос) через  здоровьесберегающую  технологию  – дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения)                                                                                                                                                                                                                                                                                         8.Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства дошкольников.                                                                

    Программа соответствует следующим принципам:

    Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению  одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

    Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей данной  возрастной группы.

    Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

    Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения  песни  педагогом.

    Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

    Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

К концу  образовательного  периода  дети :

1 . Проявляют  интерес к вокальному искусству; стремятся  к вокальному творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);                                                                                                                                                                                                                                                      2. Поют         без     напряжения,       плавно,     легким     звуком;      произносят         отчетливо      слова,     своевременно       начинают  и заканчивают песню; поют в сопровождении музыкального инструмента;                                                                                                                                                                                                                                                3. Внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения;                                                                                                                        4. Поют несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  5. Воспроизводят и чисто поют общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;                                                                                                                          6. Сохраняют        правильное       положение       корпуса      при     пении,     относительно      свободно         артикулируя,    правильно распределяя дыхание;                                7. Поют индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;                                                                                                                                                                                                  8. Активно участвуют в выполнении творческих заданий;                                                                                                                                                                                                                       9. Исполняют сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.  

  1. Приемы обучения пению.
  2. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
  3. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные  на предыдущих занятиях.
  4. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
  5. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.    
  6.  Формы и методы  реализации основных задач  Программы                                                                                                                                                                                          Решение поставленных задач предполагается через следующие виды деятельности:                                                                                                                                        -Диагностика;    - Игровая развивающая работа; - Вокальная деятельность; -Просвещение и консультирование; - Работа над номерами; -Коллективная работа; -Индивидуальная работа ; - Беседа;  - Распевание по голосам; - Упражнения, формирующие правильную певческую осанку; -Дыхательная звуковая гимнастика; -Артикуляционные упражнения; -Игра на детских музыкальных инструментах; -Музыкально-дидактические игры и упражнения; -Концертные выступления;                -Участие в творческих  конкурсах .                                                                                                                                                                                                                                                Работу по программе необходимо осуществлять по четырем основным направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами, организация художественно – эстетической творчески развивающей среды.                                                                                                                                                                                                                       Методические приемы:

     Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:    -знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);    -  работа над вокальными и хоровыми навыками;  - проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).    Приемы работы над отдельным произведением:   - пение песни с полузакрытым ртом;  - пение песни на определенный слог;  -проговаривание согласных в конце слова;  -произношение слов шепотом в ритме песни;  - выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова; - настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук); - остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования; - анализ направления мелодии;  - использование элементов дирижирования;  -пение без сопровождения;  -зрительная, моторная наглядность.                                                                                                                                                                                     Приемы звуковедения:    -  выразительный показ (рекомендуется аккапельно);  - образные упражнения;  - оценка качества исполнение песни.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie